31 марта 2020 в 15:04

Фронтовой подвиг Ильи Павловича Витюнина

Витюнин Илья Павлович родился 14 июля 1914 года в селе Лая Нижнетагильского района Свердловской области. В январе 1940 года он был направлен на курсы усовершенствования командирского состава запаса в г. Ярмолинцы, Каменец-Подольской области. Служил на юго-западном фронте, в автотранспортном батальоне 90 полка 45 тяжелой танковой дивизии. Получил ранение, а марте 1942 года прадед был демобилизован. Лечился в полевом госпитале на Конопляном заводе в г. Винница, затем в г. Знаменка. 7 августа 1941 года был эвакуирован в г. Кисловодск на Северный Кавказ.

Из воспоминаний Витюнина Ильи Павловича: «Наша 45 тяжелая танковая дивизия до войны находилась в припограничной зоне румынской границы. С войной я встретился 22 июня 1941 года. В предрассветном тумане вражеские бомбы сыпались на военный городок. Дивизия получила приказ: выступить в северо-западном направлении, развернуться в боевом порядке на берегу реки Збруч и стоять насмерть. Страшно вспоминать о тех тяжелых боях. Наши бойцы бились за каждую пядь родной земли против врага, вооруженного до зубов современной техникой. И забудется ли тот первый день, когда за тем кровавым горизонтом упали на родную землю и больше не поднялись многие мои солдаты, товарищи и друзья. Погибли в те дни начальник штаба танкового полка капитан Некрасов и командир полка полковник Банчуков. Будучи начальником разведки, мне во время горячих боев приходилось четыре раза замещать командиров транспортного батальона после их гибели. А разве забудется такой день, когда мне пришлось выполнять приказ: любой ценой обеспечить горючим танки на левом фланге. Сплошная масса в шесть рядов движется по улицам и дорогам с запада на восток: женщины с детьми на руках, повозки с ранеными, колхозы гонят уцелевший скот, идет колхозная техника. И вот среди этого многоликового движения цистерны пробиваются к цели. Танки получают возможность двигаться и снова вести бой.

Тяжелейшие дни наступили, когда дивизия, истекающая кровью, зажатая с двух сторон вражескими войсками, получила приказ отходить. А чтобы она не попала в «мешок», для меня снова звучит приказ: взять 120 человек бойцов, добраться до реки Южный Буг, занять оборону на переправе и удерживать ее до подхода основных сил дивизии. По пути движения нам пришлось выдержать бой с фашистами, к реке пробилась только половина.  Переправа была занята, но дивизия к ней не смогла подойти, а вышла к своим на другом участке фронта.  Мы же оказались в окружении. Как вывести бойцов из-под носа врага? Семь дней на меня глядели шестьдесят пар глаз, полных ужаса, надежды и веры. Какой-то опыт и знания, приобретенные мною за шестилетнюю службу в кадровых войсках, помогли в сердце молодых бойцов вселить уверенность: выйдем, должны выйти! По речкам, оврагам, ползком, перебежками, под покровом ночи, измученные, оборванные, обросшие и голодные мы, наконец, нашли слабое место на стыке вражеских войск и вышли на рассвете восьмого дня к своим. Здесь необходимо отметить дисциплинированность парней и их комсомольское мужество. За выполнение этого приказа я и был награжден орденом Отечественной войны.

Вернувшиеся бойцы рассказали мне, как это случилось. По обыкновению, танкисты менее способны ходить пешком, не то, что пехота. И в ту темную ненастную июльскую ночь мой небольшой отряд двигался в темноте, в беспорядке, с колонной оставался лейтенант Гаврилов. Я с группой бойцов в 10 человек шел в головном дозоре и попутно вел разведку местности. Деревня, которую мы проходили была занята немцами. Мой растянувшийся отряд не сразу обнаружили немцы, а когда они его обнаружили, то половина отряда уже успела пройти деревушку. Переполоханные немцы подняли беспорядочную стрельбу и им удалось отряд расколоть на 2 части, но немцы этого вероятно не поняли. Часть отряда успела уйти к ним в тыл, они увязались за отставшей полуколонной и заставили ее вернуться назад. Ночь была темная, шел проливной дождь, гремел гром и трудно было понять, что происходило сзади нас. Но когда мы миновали село и вышли на окраину, мне доложили, что 50% бойцов нет. Времени у нас не оставалось, чтобы идти на выручку, мы должны были любой ценой выполнить поставленную задачу. Получив приказ, Решко еще не приступил к его исполнению, и все еще оставался на месте в 8-10 метрах от меня. Как вдруг около меня раздался оглушительный взрыв. Меня вместе с землей бросила вверх, я упал головой на край воронки разорвавшегося около меня снаряда. Мне показалось, что меня ударили по ногам палкой. Я попытался сесть, но тут сразу увидел, что у меня нет левой ноги. Ее оторвало ниже колена и отбросило неизвестно куда вместе с сапогом. У сапога правой ноги оторвало каблук, подошву и стельку, а осколок застрял в подошве ноги. Восемь мелких осколков врезались в спину и один в левую ногу, в бедро. Я не мог поверить, что мне оторвало ногу и свалился навзничь. Боль мгновенно увеличивалась и меня начало трепать, как в лихорадке. Я попытался вторично сесть, но мне этого сделать не удалось и я, убедившись, что потерял ногу и тяжело ранена вторая нога, попросил о помощи. Сознания не терял, на мой зов о помощи никто не отозвался, и я решил застрелить себя. Помню, как сейчас, достал пистолет ТТ из кобуры, взвел курок и наставил в правый висок, но не хватило смелости застрелиться. Я произвел выстрел вверх, дымящий пистолет положил на грудь.  В это время ко мне подбежали 2 бойца, один из них был Марк Бронштейн из Москвы. Они стали уговаривать меня отдать им пистолет, опасаясь, что я могу их или себя поранить, ноя отказался отдать оружие. Они пистолет положили мне в кобуру и потащили меня в сторону города. Оттащив меня в более безопасное место, к ним присоединились еще 2 бойца, и они подняли вчетвером меня на руки. Я истекал кровью, но мне пришла мысль, что они не перетянули и не перевязали ран. Они это сделали и понесли меня к грузовой машине. Я не надеялся, что выживу, но и умирать в 26-летнем возрасте не хотелось. Только одна мысль тревожила меня: «Жить, жить и еще раз жить!». Бойцы поднесли меня к машине и положили в кузов, машина тронулась, и я потерял сознание».

Витюнин Илья Павлович награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», медалью «За доблестный труд (за воинскую доблесть) в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», медалью «Тридцать лет по беды в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», медалью «50 лет Вооруженных сил СССР», медалью «60 лет Вооруженных сил СССР». До окончания войны работал председателем сельсовета Малой Лаи. В послевоенное время был председателем Серебрянского сельсовета, председателем укрупненного колхоза им. Сталина, директором Дома Культуры, секретарем партийной организации Серебрянского ЛПХЗ, начальником охраны Баранчинского завода им. М.И. Калинина.

Е.С. Витюнина, юрисконсульт

Март 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
26
27
28
29
2
3
4
5
8
9
10
16
17
23
24
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7